Как живут потомки Ермака на Урале
Александр Ершов сменил много профессий. В 70-е работал инженером, строил БАМ. Потом жил на Дальнем Востоке, после перебрался в Богданович и устроился бригадиром на мебельную фабрику. Обладатель умелых рук, в 90-е создал собственную мастерскую и открыл небольшой мебельный бизнес. А вечерами подрабатывал в охране одного из предприятий Богдановича. В казаки вступать не собирался, но однажды их структуру разогнала казачья охранная служба, действовавшая тогда в городе.
– В других сменах было много нарушений, их разогнали, – вспоминает Александр. – А у меня всё всегда в порядке было. Вот мне и говорят – пойдём к нам. Как, удивляюсь? Я вроде не казак. По материнской линии кто-то был из предков и только. Пойдём, говорят, попробуешь – вдруг понравится. Пошёл, так и остался.
В казачьем коллективе Александр быстро прижился. Времена были неспокойные, а в такой группе сообща оказалось куда проще отбиваться от хулиганов и бандитов. И проводить разнообразные мероприятия. От автомобильных гонок на выживание до казачьих дозоров. Дозор – это такое мероприятие, где казаки вместе со своими и подшефными детьми выезжают на природу в палаточные лагеря, занимаются там начальной военной подготовкой, основами выживания в лесу и другими полевыми дисциплинами. Отцу четырёх детей Александру эти активности очень нравились. И тут в его жизнь вошёл хан Кучум.
Все началось с халата
Однажды на одно из казачьих мероприятий один из участников привёз халат, очень похожий на одеяние хана Кучума – того самого, против которого воевал легендарный Ермак. К личности Ермака и его походу у уральских казаков всегда было трепетное отношение. И Александр загорелся. Казаки тогда решили провести реконструкцию и большинство, естественно, хотели отыгрывать бойцов легендарного атамана. «Ну тогда я буду кучумцем», – решил Александр и создал свой первый доспех – кожаный, многослойный, как те, что носили воины Кучума. Пришлось читать соответствующую литературу и расстаться со многими шаблонами.
– Казаков часто представляют похожими на стрельцов, в одинаковой одежде и одинаковым оружием, – рассказывает Александр. – Но во времена Ермака они ещё не были регулярной армией, общей формы не имели. А оружие у каждого было то, что он смог купить или добыть в бою. Зато кучумцев часто показывают ордой дикарей, хотя к приходу Ермака Кучум имел серьёзное войско, которое уже брало такие города, как Искер, и имело серьёзную экипировку, нередко однотипную.
В первой реконструкции приняло участие примерно тридцать человек. Понравилось, решили продолжать. Александр с товарищами организовал военно-исторический клуб «Тхан». Сейчас в него входят реконструкторы из двенадцати городов области, и каждый год они участвуют уже в десятках реконструкций. Многие интересуются историей не только в рамках клуба – один из его участников, бывший моряк, изготовил несколько десятков моделей кораблей для музея Сухого Лога.
В клубе состоят не только казаки, но все те, кто любит историю. А большую часть доспехов и экипировки Александр делает сам – его мастерская теперь похожа на музей или склад реквизита к историческому фильму. Одними кучумскими доспехами всё не ограничивается. Тут есть пушки – изготовлены из дерева, стреляют при помощи петарды, в качестве снарядов могут использовать кабачки или картошку. Есть ружья-пищали – тоже имитируют выстрел при помощи петард. Также сабли, топоры, пики, луки со стрелами, щиты и многое другое. Одежда мужская, женская и детская – в реконструкциях активно участвуют жёны и дети членов клуба. И не только они.
Дети и взрослые
Реконструкторов часто приглашают на праздники в свердловские города. Там они не только сами рубятся друг с другом, но и вовлекают в действо зрителей. На выездные мероприятия всегда берут запас оружия и экипировки, чтобы любой желающий смог попробовать себя в роли казака или кучумца. Детям, конечно, металлическую реплику шашки или сабли не дают – для этого есть деревянные. Но, по словам Александра, именно от них достаётся больше всего. Войдя в раж, юные создания от души молотят взрослых реконструкторов деревянными шашками так, что синяки потом остаются отнюдь не искусственные.
Помимо самих реконструкций, участники «Тхана» часто проводят исторические викторины – особенно в учебных заведениях вроде кадетских корпусов. Александр подчёркивает, что молодёжь сейчас активно интересуется историей и неплохо её знает.
– Недавно с курсантами проводили викторину с такими вопросами, каких в обычных школьных учебниках не найти, – вспоминает Александр. – Почти не было неправильных ответов! А тут спросил девушку одну: «Кто победил в войне Петра Первого против Кутузова?». «Кутузов, конечно», – отвечает.
Основной целью клуба Александр считает воспитание у взрослых и молодёжи интереса к изучению отечественной истории. Для этого они снимают клипы и небольшие фильмы о различных исторических периодах.
Не Кучумом единым
На Урале сейчас действует немало реконструкторских клубов. У многих своя специализация. В Заречном и Невьянске, например, заседают казаки Ермака, а вот в Асбесте окопались средневековые рыцари. Кроме того, большинство таких клубов интересуются Великой Отечественной и Гражданской войнами. «Тхан» не исключение. Но есть ещё одно явление в отечественной истории, которое отыгрывает куда меньшее число реконструкторов.
Речь идёт о «Кандальной версте». Так называются сразу несколько проектов, посвящённых Сибирскому тракту и заключенным, которые гремели там цепями на протяжении многих десятилетий, следуя из центральных районов Российской империи по пути на сибирскую каторгу. Этой темой интересуются не только реконструкторы. В Тугулымском крае разработан одноимённый экстремальный маршрут для туристов, при прохождении которого им предлагают почувствовать себя в роли каторжан. То есть облачиться в аутентичную одежду, а то и надеть кандалы и пройтись по бывшему Сибирскому тракту под конвоем.
Уральские реконструкторы хоть и участвуют в таких мероприятиях, заковывать туристов в кандалы пока не планируют. Но сами осуществляют постановки на эту тему и даже снимают любительские фильмы.
Основной целью Александра сейчас является организация фестиваля реконструкторов, который он хочет провести в окрестностях села Кунарское, что под Богдановичем. Идея фестиваля в том, чтобы на одной поляне собрались представители разных эпох – в полевых лагерях, соответствующих каждой из них. Чтобы в одном месте стояли юрты кучумцев, в другом – шатры рыцарей, в третьем – палатки красноармейцев времён Великой Отечественной. И чтобы где-то готовили эчпочмаки по рецептам ХVI века, где-то жарили на вертеле кабана, как во времена Александра Невского, а где-то дымилась полевая кухня и в железные миски накладывали солдатскую кашу с тушёнкой, как во времена Великой Отечественной…