Копь «Клара и Лара». Где в Сухоложье можно найти жерло вулкана - Изумрудное кольцо Урала

Копь «Клара и Лара». Где в Сухоложье можно найти жерло вулкана

Эпицентр Гражданской войны, самоуправство архиерейского дома и «невыездные» невесты.

Посёлок Алтынай и село Знаменское в Сухоложском районе, на первый взгляд, ничем не примечательны, а копнёшь историю, столько любопытных фактов всплывает, что в очередной раз убеждаешься – не только у людей есть «скелеты в шкафу».

Ангелы витают

В 1854 году в деревне Ирбитские Вершины была возведена деревянная двухпрестольная церковь, которая была освящена в честь Рождества Христова. В 1932 году она была по понятным причинам закрыта и «перепрофилирована» в клуб (не худшая участь, заметим). Дерево не камень, и к 90-м годам прошлого века постройка настолько одряхлела, что пошла под снос. При этом фундамент никто трогать не стал. Он сохранился по сей день, а возле него поставлен памятный крест, к которому «не зарастает народная тропа» – местные жители уверены, что над местами, где некогда стояли храмы, ангелы витают. Возможно, они и сподобили купеческую внучку принести в дар местному приходу каменный дом своих родственников. В старинном особнячке сегодня открыт молитвенный дом, с куполом и венчающим его крестом – всё как положено.

История Ирбитских Вершин, ныне посёлка Алтынай, началась несколько раньше, чем появилось купеческое сословие. Первые поселенцы – выходцы из Невьянской слободы – появились здесь в самом конце XVII века. А в переписи 1705 года поселение уже было записано как деревня Ирбитская, в которой числились 11 дворов. Спустя пять лет дворов было 12. Так бы и жили здесь крестьяне, занимаясь привычным земледелием, если бы в середине XIX века в районе уже Ирбитских Вершин не было открыто месторождение коксующегося угля – антрацита. В честь этого полезного ископаемого, к слову, в 1914 году, когда была построена железная дорога Богданович – Егоршино, станцию назовут – Антрациты.

«Понятно, что с открытием месторождения появились его собственники, – рассказывает председатель Рефтинского отделения Уральского историко-родословного общества Юрий Сухарев. – Самая известная копь называлась «Клара и Лара» по имени дочерей владельца копий. Месторождение угля разрабатывалось особенно интенсивно в годы Великой Отечественной войны, поскольку главные угленосные районы страны были в оккупации. В частности, уголь из этих копий направлялся в пользование коммунальной сферы Свердловска».

То красные, то белые

Самая яркая и трагичная страница истории Ирбитских Вершин связана с периодом Гражданской войны. Бои возле села – оно то переходило в руки красных, то оказывалось под контролем белых – между частями Красной Армии и частями Сибирской армии с переменным успехом продолжались вплоть до 20 сентября 1918 года. Велись они в основном вдоль линии железной дороги – белые прорывались на узловую станцию Егоршино. Согласно документальным свидетельствам, потери были большим что с той, что с другой стороны.

В июле того же года на станции Антрациты красные расстреляли группу заложников. «Имена всех погибших не установлены, но известно, что среди них был врач из села Огнёвское Смородинцев, купец из Катайска Дураков и священник из села Троицкое Константин Алексеев, – рассказывает  Юрий Сухарев. – В 2002 году решением Священного Синода священник был прославлен в Соборе новомучеников. Где захоронены погибшие, неизвестно, но в посёлке установлен памятный знак».

По словам Юрия Михайловича, есть версия, что расстрел отчасти был местью за коварное уничтожение целого отряда красноармейцев. Сочувствующий белым местный житель провёл их тайными тропами в тыл бойцов Красной Армии, и спастись удалось единицам.

Когда территория Ирбитских Вершин и окрестности были, наконец, зачищены от Сибирской армии, люди вернулись к мирной жизни. Здесь были созданы сельхозкоммуны «Красная звезда» и «Красный колос», открыта изба-читальня – как говорится, не хлебом единым.

В 1942 году в Ирбитских Вершинах формировалась 8-я отдельная истребительная противотанковая бригада. А год спустя село было отнесено к категории рабочих посёлков, в него вошли посёлок Ключи, деревня Ёлкино и железнодорожная станция. Новорождённый населённый пункт получил новое название – Алтынай. Почему ему не сохранили родное «градообразующее» имя, а заимствовали его у озера, история умалчивает. Кстати, в переводе с казахского «алтынай» – «золотая луна».

Отправили восвояси

А вот селе Знаменское, которое от Алтыная в двух десятках километрах, в антологию Гражданской войны не вошло, она тут прошла по касательной. Страсти в этом месте кипели много раньше, собственно, с момента основания поселения.

Сегодня мало кто знает, что первые жители и первые строения на берегу реки Пышмы, ниже устья речки Брусянки, появились в 1674 году. Тогда Тобольский архиерейский дом приметил хорошие, плодородные земли, на которых образовал Митрополичью слободу. Только вот незадача – без государева указа. При очередной ревизии митрополичьих и монастырских земель самоуправство вскрылось, слободу объявили вне закона, земли были обращены в государеву собственность, а «архиерейских» крестьян было велено вернуть по месту прежнего проживания. Понятно, что забрать с собой дома и другие постройки бедолаги не могли, хотя пытались писать челобитную, дескать, позволения просим дождаться зимнего пути, потому что река Пышма «мелка и перекатиста», по ней на дощанике не пройти. А у нас, мол, добро. Прошение было проигнорировано. Митрополичьи крестьяне отправились восвояси, что называется, с ручной кладью.

Свято место пусто не бывает. На освободившейся территории было принято решение возвести острог. Его строитель Семён Будаков отчитывался: «Острог, государь, поставил кругом 200 сажен». Новых поселенцев, которых, по словам Юрия Сухарева, набирали прямо с проходившего неподалёку Калмацкого тракта (примерно:  давай, мол, к нам, три года подать платить не будешь), соседство с острогом не устроило. Пришлось поскандалить, жалобу куда следует написать. Своего добились, острог перенесли на место нынешнего села Новопышминское, а оставшиеся хозяйства стали именовать деревней Брусянкой.

Девицами не разбрасывались

В 1719 году растянутое по местности поселение  разделилось на деревню Брусянку и Знаменский погост. «Погост – это не только кладбище при храме, – рассказывает Юрий Сухарев, – в то время так именовали мелкие поселения. Кстати, на рубеже XVIII–XIX веков здесь был возведён каменный храм, освящённый в честь иконы Божией матери «Знамение». До этого же была деревянная церковь, которая сгорела в 1834 году. Надо сказать, что после периода богоборчества Знаменский храм открыли сравнительно рано, во всяком случае, в конце 80-х годов прошлого века он уже был действующим. На службы в село приезжали люди изо всех окрестных деревень. Впрочем, и сегодня приезжают. Золотые купола красивого храма села Знаменское видно издалека».

Село Знаменское было богатое, главенствующее среди ближайших поселений. И местные жители цену себе знали. Юрий Михайлович вдумчиво изучал практику семейно-брачных отношений этой местности и рассказывает, что невест знаменские на сторону не отдавали, девицами не разбрасывались. А вот с других территорий, даже отдалённых – из Тобольска, например, или из Нижнего Новгорода – привозили. Понимали, что ничего путного от кровосмешения – народу-то в селе не так много – не выйдет. «Причём невесты «со стороны» были не только из крестьян, но и из мещанских семей, из посадских людей, что тоже подтверждает зажиточность знаменских, – говорит Юрий Сухарев. – Понятно же, что таких невест за воду с квасом не отдадут».

Надо полагать, привезённые молодые жёны здесь быстро обживались, а куда деваться? Ну, может, разве уединялись где-нибудь погрустить-поплакать. Хотя бы даже на Знаменской поляне возле реки Пышмы, на противоположном берегу которой возвышается величественный Дивий камень. «Его ещё называют Дивья скала, – рассказывает член Рефтинского отделения Уральского историко-родословного общества Максим Шишминцев. – Её высота примерно 50 метров, а протяжённость – двести. Это памятник природы, поскольку установлено вулканическое происхождение скального массива. Представляете, миллионы и миллионы  лет назад это было жерло вулкана!»

…От Знаменского рукой подать до деревни Шата – практически ровесницы соседа. Во всяком случае, она уже фигурирует в описании границ Невьянского Богоявленского монастыря 1679 года. Эта граница как раз проходила по верховью реки Шата. Есть поселение и на картах 1700 года. Но особо оно ничем не примечательно. Единственное, что привлекает сюда туристов, – знаменитый Шатовский водопад протяжённостью больше пяти метров. Вот уж, действительно, есть на что посмотреть. По обкатанному скалистому руслу несётся поток воды, а вокруг дивный смешанный лес.